Как написать научную статью Данил Пистолетов, 07 февраля 202507 февраля 2025 Данная статья будет посвящена тому как написать научную статью. Я решил создать на сайте рубрику «Введение в науку«, которая будет содержать в себе статьи на тему ведения научной деятельности. У меня уже есть немало научных публикаций, даже монография, поэтому почему бы и нет. Есть множество причин для написания научных статей: интерес к науке, необходимость наличия публикации, возможность получения стипендии. Научную статью может писать не только человек с учёной степенью кандидата или доктора наук (или PhD), но и студент, иногда даже школьники публикуют научные статьи. Отличие состоит только в том, что студенту будет несколько труднее опубликоваться. Во-первых, не все научные журналы или конференции принимают работы студентов в принципе. Во-вторых, некоторые делают это только при наличии научного руководителя, иногда требуя даже рецензию от него. В-третьих, некоторые журналы гонятся за тем, чтобы у них публиковались прежде всего люди с научными степенями. Но даже эти обстоятельства не могут вам помешать опубликовать хорошую научную статью. Про индексирование, DOI и прочее Перед обсуждением того как написать научную статью, следует сделать введение в основные понятия. В науке есть различные каталоги научных статей, а также иные инструменты, которые помогают в её распространении. Кроме того, существует деление этих каталогов по научному уровню. Для удобства разделим индексы на основные (уровневые) и дополнительные (полезные скорее для распространения статьи, нежели для оценки по качеству). Очень распространённым, особенно в англоязычной науке, является DOI (Digital Object Identifier) — буквальной цифровой идентификатор объекта. Если простыми словами, этот идентификатор очень упрощает поиск статей, поскольку его можно использовать для перехода на страницу её публикации. Также она помогает идентифицировать статью, на которую сослались в какой-либо работе. Кроме того, DOI может быть использован для автоматического составления библиографии статьи, на которую вы хотите сослаться. При этом, наличие DOI ничего не говорит о качестве статьи, поскольку его могут получить даже простые информационные материалы. Заранее сообщу, что журналы и конференции могут не входить в какие-либо индексы вообще. Это особенно касается конференций от каких-нибудь колледжей, которые чаще всего публикуются лишь на их сайтах, и не имеют профилей в научных индексах. Уточнить этот момент следует до публикации, чтобы потом не удивляться. Обычно журналы указывают информацию об индексировании на своих сайтах, эту информацию также можно проверить на Elibrary. Основные индексы: Elibrary — один из самых популярных в России каталогов научных статей. Публикацию в нём можно считать самым простым уровнем, поскольку из требований лишь индексирование журнала в нём. Сюда могут попасть простые информационные публикации, не представляющие научной ценности. Российский Индекс Научного Цитирования (РИНЦ) — более сложный уровень, который, тем не менее, также размещается на платформе Elibrary. Сюда входят уже научные статьи, а не простые информационные материалы, являющиеся переписанными с чужих работ. Для попадания в РИНЦ нужно выбрать соответствующий журнал. Важный момент. Если ваша статья будет достаточно высокого качества, но опубликована лишь в журнале уровня Elibrary, то в РИНЦ она не попадёт. Только если сам журнал входит в РИНЦ, поскольку на индексирование влияет в первую очередь уровень качества журнала, а не статьи. Высшая Аттестационная Комиссия (ВАК) — публикации в журналах, входящих в данную категорию необходимы для получения научных степеней. Такие журналы предъявляют к статьям более строгие требования, чем журналы РИНЦ. Как правило, в них требуется больший объём, научная значимость и не только. Ядро РИНЦ — сюда входят наиболее серьёзные статьи (журналы), входящие в РИНЦ. Многие лучшие журналы по своей тематике входят именно сюда. Scopus / Web of Science — сюда входят журналы, которые индексируются в популярных зарубежных индексах. Фактически это две разные платформы, но считать какую-либо из них лучше другой нельзя. Публикации в журналах из этих индексов наиболее трудные. Стоит отметить, что сейчас ввели ещё и «Белый каталог научных журналов», однако пока он ещё «сырой» и обращать на него внимание преждевременно. Дополнительные индексы: Киберленинка — одна из популярных баз научных статей в России, содержащая очень много статей. Фактически, может использоваться наравне с Elibrary, когда дело касается поиска статей. Directory of Open Access Journals (DOAJ) — крайне популярная база журналов, содержащих в себе журналы с открытым доступом. Google Scholar — платформа от Google для поиска научных публикаций. Это далеко не весь список дополнительных индексов, тем не менее, рассматривать их все смысла не так много, поскольку включение вашей статьи в какой-либо индекс зависит прежде всего от журнала. Существуют и иные сайты-каталоги, которые самостоятельно индексируют научные статьи. Подготовка к написанию научной статьи Перед тем, как написать научную статью, следует подготовиться. Для начала следует выбрать тему исследования, затем придумать для неё заголовок и определиться с той наукой, в рамках которой она будет написана. Заголовок следует придумать не длинный, но и не короткий в 2-3 слова. В идеале заголовок должен состоять из около 10 слов. Следует более конкретизировать тему. Написание статьи на слишком широкую тему — решение не самое лучшее. Имеется в виду то, что, например, писать статью с общей информацией на тему аниме или каких-нибудь эмо не имеет смысла. Во-первых, информации уже и так много, во-вторых чтобы действительно подробно описать эти темы нужно писать не статьи, а книги. Поэтому, если мы хотим написать статью на тему молодёжных субкультур, например, тех же эмо, мы называем статью не «Эмо», а выбираем более конкретную тему. Допустим, «Практики межличностной коммуникации в молодёжной субкультуре эмо». Каким должен быть размер статьи? Это зависит от журнала или конференции, где вы принимаете участие. Чаще всего в студенческих конференциях и журналах РИНЦ публикуются статьи примерно на 4 страницы. В некоторых требования могут быть больше — 5 страниц, и не только. Это не так много, учитывая, что статьи чаще всего пишутся шрифтом Times New Roman 14 размера с отделением красной строки и межстрочным интервалом в 1,5 единиц. Насчёт количества символов могу лишь привести в пример журналы ВАК, где чаще всего просят статьи объёмом 25-40 тысяч символов с пробелами, учитывая список литературы и метаданные. Если вы планируете опубликоваться в серьёзном научном журнале, ваша статья должна быть не только актуальной, но и оригинальной. Следует проверить не написал ли кто ещё на эту тему. Проще всего вбить в поиск придуманное вами название. Если же статья на такую тему уже есть, но она весьма слабая и содержит недостаточно информации, вполне можете писать. Часто в статьях журналов ВАК принято делать подраздел с обзором литературы по теме, будет логично вставить ссылку на эту статью туда, указав при этом недостатки этого исследования. Как написать научную статью: сам процесс После того, как технические моменты решены, можно приступать к написанию. Я чаще всего пишу статьи в Word, указав для начала лишь заголовок статьи, вставив при необходимости названия подразделов и написав в конце «Литература:», чтоб указывать в процессе написания источники. Уже потом я заполняю информацию об авторе и иную дополнительную информацию. Не все журналы (а уж тем более конференции) требуют разделения на подзаголовки, но я иногда использую это для собственного удобства. Это рекомендуется делать особенно в том случае, если у вас проблема с ходом ваших мыслей. Если ваши статьи выходят запутанными, можете разделить их на подразделы, а потом удалить их, оставив только сам текст. Как правило, во всех научных статьях имеется раздел «Литература» / «Список использованных источников» и другие вариации с ссылками на процитированные работы. Я иногда вижу их отсутствие, но очень редко, и чаще всего в старых работах до 2010 года. Источники для цитирования можно искать в процессе написания, можно заранее — как вам удобнее. Источниками также могут быть книги, которые вы недавно читали. Источники не должны быть для вас формальностью, поскольку они могут повысить качество статьи. С их помощью можно затронуть тему более широко, подтвердить сделанные вами выводы и не только. Очень популярной структурой научной статьи является IMRaD: Введение, Методы, Результаты, Обсуждение (Introduction, Materials and Methods, Results, Discussion). Я и сам частенько беру её за основу, но мне больше нравится разделять подзаголовки на микротемы. В принципе, можно объединить последние две части, сделав подзаголовок «Результаты и обсуждение». В начале статьи стоит указывать УДК (Универсальный Десятичный Классификатор). Фактически, это разделение на подкатегории. Знать наизусть их смысла нет, можно использовать сайты с ними для подбора. Допустим, у категории «Политика» будет следующий УДК: 32; у «Право. Юридические науки»: 34. Но это слишком широкие категории, нужно смотреть их подкатегории. Например, у рубрики «Субкультуры. Культуры различных групп» УДК — 316.723. Можно указывать сразу несколько УДК, делается это в таком формате: «316.723+316.728». Ну, то есть, между двумя категориями ставится знак плюса, ничего сложного. Сама структура статьи должна быть примерно следующая: УДКНазвание статьиФИО автораМесто работы или учёбы автораАннотацияКлючевые словаТекст статьиСписок литературы Но в зависимости от места публикации могут меняться требования к структуре. Положение этих частей статьи может меняться, также могут быть добавлены переведённые на английский язык элементы. Есть три основных вида научных статей: теоретические, эмпирические, обзорные. Теоретические статьи, как ясно из названия, построены лишь на теории. Эмпирические статьи представляют собой экспериментальные статьи, которые привели к какому-либо результату. Под обзорной статьёй понимается статья, которая делает обзор на какую-либо тему с помощью рассмотрения множества источников. Начать написание научных статей следует с теоретических. Введение в науку