Skip to content
Данил Пистолетов
Данил Пистолетов
  • Главная
  • Книги
  • Публикации
  • Проекты
  • Обо мне
  • Контакты
Данил Пистолетов
Как я писал книгу про субкультуры

Как я писал книгу про субкультуры

Данил Пистолетов, 07 февраля 202507 февраля 2025

Как я писал книгу про субкультуры под названием «Злая Россия: радикальная российская молодёжь«. В данной публикации я постараюсь как можно более подробно описать весь процесс написания моей нехудожественной книги от предыстории, идеи написания и до самой публикации. Возможно, данная информация будет интересна и полезна другим авторам, которые пишут или планируют писать в жанре нон-фикшн. В настоящий момент книга уже опубликована и продаётся, также несколько бесплатных экземпляров я отправил своим друзьям и знакомым, некоторые уже успели прочитать её. Процесс написания был весьма долгим, но и книга по объёму вышла в 2 раза больше, чем я думал. Началось её написание ещё весной 2022 года, закончилось осенью 2024 года. Затем шла редактура, финальные правки и, наконец, публикация. Планировал я дописать её уже осенью 2022 года, но по многим причинам этого так и не произошло.

Как я писал книгу про субкультуры: предыстория

Изначально я проявлял интерес к истории и подобным наукам, частенько читал какие-либо статьи и книги на эту тему. Интереса именно к политике не было абсолютно, да и в целом отношение к этому было скорее негативное. Через некоторое время мой знакомый из соседнего города рассказал мне про существование субкультуры бритоголовых. До того момента я в принципе о них особо ничего и не знал. Я знал о других субкультурах, например, панках, но о скинхедах практически ничего не знал. Мне стало интересно, решил начать изучать. Одновременно с этим узнавал про существование и других субкультур, про них тоже читал.

Со временем дошёл до книг и научных статей про субкультуры. В частности, читал Сергея Беликова, Виктора Шнирельмана и других. Их работы мне не понравились всем и сразу: подачей, утрированием, выдачей желательного за действительное и не только. По моему мнению, они были сделаны непрофессионально. Это была скорее какая-то пропаганда, нежели наука. Но это было ещё задолго до написания книги, за несколько лет до этого. Тем не менее, именно это и было причиной для её написания: чужие работы мне не нравились, я решил сделать лучше. Правда начал это делать я спустя пару лет.

Стоит отметить, что книгу Сергея Беликова «Бритоголовые» я полностью никогда не читал. Отрывками, просматривая, но полноценно никогда не читал. Мне больше нравились работы Лихачева Вячеслава по этой теме. Он, в общем-то, и был одним из первых авторов на эту тему в России. Если не ошибаюсь, он критиковал работу Сергея. Но я читал лишь работы Вячеслава на тему бритоголовых, которые были написаны до 2004 года. Книгу про РНЕ и дальнейшие его работы я в том числе не читал.

На самом деле, написание книги на данную тему было очень даже актуально, поскольку большинство предыдущих были написаны ещё до 2010 года, а то и раньше. Та же книга Вячеслава «Нацизм в России» была написана ещё в 2002 году. А субкультура бритоголовых до сих пор не исчезла, да и в целом была достаточно активна. Но и без этого многая старая информация не была мной замечена даже в книге Сергея Беликова, хотя она была одной из самых свежих и в целом содержала много материала. Я периодически проверял у него в книге содержание каких-либо тем через поиск по тексту, и каждый раз удивлялся, когда что-то не находил, особенно то, что происходило ещё до издания финальной версии его книги. Не сказать, что я удивлён отсутствием новых работ по этой теме. Я давно заметил, что научные публикации на тему молодёжных субкультур чаще всего пишут студенты.

Подготовка к написанию

В какой-то момент (весной 2022 года) я решил, что всё-таки пора начать написание. Прежде чем перейти к этому, я продумал примерное содержание, составил предварительное оглавление, которое в дальнейшем неоднократно менялось. Одновременно с этим я сделал для себя закрытый канал в Telegram, куда присылал потенциальные источники информации, которые могут быть полезны для написания. Сделал в Photoshop за пару минут очень дилетантскую обложку, которая в итоге не была где-либо использована и начал писать.

Я решил сначала написать текст, а уже потом заняться вёрсткой. Для написания я создал новый файл Word, который я потом хранил в двух копиях, чтобы точно не потерять его в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств. Даже шрифт я не менял, потому писал обычным Calibri 11.

Как я писал книгу про субкультуры: сам процесс

Писал я тогда, когда было свободное время. Периодически его могло не быть месяц или даже больше, что и было причиной столь долгого написания. Параллельно с этим я продолжал откладывать в закрытый канал потенциальный контент, в том числе и актуальный (на тот момент). Этот канал, в принципе, существует и на момент написания этого поста, и носит название «Для книги». Там до сих пор отложенные с весны 2022 года статьи по оформлению титульного листа. Пытался читать статьи от более опытных авторов на тему оформления и непосредственно написания, но почти все они были посвящены художественным книгам, что не могло мне принести какой-либо весомой пользы.

Сложнее всего было писать заранее выделенную в оглавлении главу «Обо мне», ведь писать там было и нечего, поскольку на тот момент у меня не было каких-либо научных публикаций, да и в целом кроме моего изучения субкультур описать было нечего. К моменту окончания книги я уже успел много где опубликоваться. Главу с информацией обо мне я менял неоднократно. Последний раз, наверное, я дополнял её уже перед финальной редактурой: очень уж мне хотелось добавить туда статью про чопиксов («Обзор военно-патриотической молодёжной субкультуры чопиксов«).

Мне казалось, что выйдет около 200 с лишним страниц формата А5, но уж слишком много я написал, оттого и вышло 466 страниц А5. В принципе, это неудивительно, поскольку в процессе написания я решил добавить несколько новых глав, а потом ещё и один раздел. Некоторые главы, конечно, мне приходилось либо исключать полностью, либо заменять на другие темы, когда я понимал, что писать абсолютно нечего из-за очень малого объёма информации. Чаще всего это касалось музыкальных групп, поскольку о некоторых из них можно было написать всего несколько предложений.

Периодически я решался переписать некоторые предложения или переработать уже написанные главы. Иногда это было лишь внесением дополнений, а иногда полной переработкой. Сложно сказать сколько таких правок было сделано за всё время, но их явно было очень много. Совершенству нет предела, поэтому правки в уже написанные части можно вносить бесконечно.

Иногда не было возможности писать, потому я писал на телефоне, сохранял, потом добавлял в книгу. Я отвык писать большие тексты на телефоне, потому это было неудобно. Ещё одним неудобством являлось добавление ссылок на какие-либо источники. Фактически, так можно было писать лишь тот текст, который основан лишь на моих знаниях. Иногда случались моменты, когда я писал буквально одно и то же, такие случаи происходили по причине долгих промежутков. Было немного неловко, но в целом всё равно. Убирал либо заменял.

Мысли по публикации

Не скажу, что было трудно выбирать как издаваться, я решил это ещё в процессе написания. Публиковаться в каких-нибудь крупных издательствах вроде АСТ, Эксмо и прочих я смысла не видел, поскольку заявки там могут висеть до года, а то и больше, тем более что объём моей книги очень даже немаленький. Тот факт, что там проблемно получать гонорары начинающим авторам меня не беспокоил абсолютно. Меня больше беспокоили авторские права на книгу. Я очень не хочу их передавать. Во многом потому, что я видел что происходит с теми книгами, которые к ним переходят. Они могут просто перестать выпускаться после одного тиража, и зачем мне это? Писать книгу 2 года, чтоб потом передать права на неё, и после одного-двух тиражей её нельзя было бы найти, даже если бы был спрос? Поэтому я решил воспользоваться сервисом для самостоятельного издания под названием Ridero. До этого я читал про них много негатива, но сам пока ещё не заметил каких-либо проблем.

Обложку я сначала думал заказывать там же, у Ridero. Стоила она тогда, кажется, 12 тысяч рублей. Но я подумал, что смысла в этом нет, и воплотить свою идею по обложке я могу и без этого. В итоге обложка появилась силами трёх людей: моей подруги, которая сделала фотографию; девочки, которая нарисовала персонажей; и меня, который сделал финальную корректировку и добавил текст. Думаю, вышло очень даже неплохо.

Что же дальше?

Я изначально и не планировал делать из этой книги какое-то особое событие, моими целями были: получение опыта написания книг; написание книги на интересную мне тему; написание первой монографии. Результатом я вполне доволен. Заработка от этой книги я также не планировал, да и в принципе «заработок на книгах» — смешно звучит. В дальнейшем я не планирую дополнять эту книгу или издавать дополнения к ней, я планирую перейти к другим темам. Ближайшим планом у меня идёт уже художественная книга, которую я решил написать ещё где-то год назад, но не мог из-за того, что писал эту.

Как я писал книгу про субкультуры

Блог

Навигация по записям

Предыдущий пост
Следующий пост

Свежие записи

  • Сайт портфолио художника на Flask
  • FindMePlease — ищем информацию о себе в интернете
  • Как удалить информацию о себе
  • WP-JSON как проблема сайтов на WordPress
  • Как оптимизировать сайт на WordPress

Рубрики

  • Блог
  • Введение в науку
  • Опыт
  • Статьи

Архивы

  • Апрель 2025
  • Февраль 2025
  • Январь 2025
  • Июль 2024
  • Июнь 2024
  • Май 2024
  • Апрель 2024
  • Январь 2024
  • Декабрь 2023
  • Октябрь 2023
© 2025 | Данил Пистолетов